юрист в сфере моды
Юрист в сфере моды
Анастасия Дорофеева читает лекции по праву в индустрии моды:
• на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова и в МГЮА,
• а также выступает с лекциями в рамках публичных мероприятий, в том числе в ходе MBFW Russia.
Лекция « Введение в Fashion law »
для студентов юридических ВУЗов дана при поддержке Кафедры практической юриспруденции МГЮА.
1. Понятие Fashion law и тенденции развития.
2. Специфика индустрии моды с точки зрения права.
3. Юридическая помощь в индустрии моды.
4. Подходы к регулированию интеллектуальных прав в индустрии моды.
Лекция « Fashion law в России »
для студентов юридических ВУЗов при поддержке Кафедры практической юриспруденции МГЮА.
1. Объекты защиты интеллектуальных прав в индустрии моды в России.
2. Авторское право в моде.
3. Права на средства индивидуализации в моде.
4. Патентное право в моде.
5. Рассмотрение судебных решений о правах
на выкройки, ювелирные изделия и макияж.
Лекция «Правовая природа пародий в индустрии моды»
дана в рамках VII Студенческого юридического форума «Трансформация права в ХXI веке: вызовы и перспективы» в МГЮА.
Анастасия Дорофеева в ходе лекции:
рассказывает о традиционном понимании пародий российской и зарубежной доктриной,
показывает примеры пародий
из сферы искусства и области моды,
анализирует возможность пародирования
Лекция «Национальный костюм: возможна ли
дана Анастасией Дорофеевой совместно с профессором, доктором юридических наук Надеждой Александровной Шебановой для научного клуба кафедры интеллектуальных прав МГЮА.
В ходе лекции Анастасия Дорофеева и Н.А.Шебанова рассуждали:
Являются ли этнические дизайны
объектами авторского права?
Как могут получить правовую охрану
традиционные выражения культуры?
Можно ли патентовать традиционные дизайны?
Выступление на международном IP Форуме 2021 г.
«Правовая природа виртуальной одежды»
В своем докладе Анастасия Дорофеева освещает возможность предоставления авторско-правовой или патентной охраны цифровым нарядам, а также правовые проблемы, которые возникают в связи с созданием сложных объектов прав, в которые интегрируется виртуальная одежда.
Курс по поступлению в иностранные ВУЗы
На курсе Вы получите поэтапную инструкцию по подготовке к успешному поступлению в иностранный юридический ВУЗ, включающую:
1) помощь в выборе ВУЗа,
2) направление заявления,
3) составление конкурентоспособного резюме,
4) составление впечатляющего мотивационного письма,
5) составление убедительных рекомендационных писем,
6) советы по выбору и сдаче экзамена на знание английского языка.
Таким образом, по итогам курса вы составите полный комплект необходимых документов, а также будете знать, как строится изучение права за границей и что ждет Вас после успешного поступления.
Интервью для подкаста «Ментор»
В ходе интервью Анастасия Дорофеева дает юридические советы начинающим дизайнерам одежды, описывает наиболее распространенные правовые проблемы, с которыми приходится сталкиваться дизайнерам, рассказывает об успехе и том, что ее вдохновляет.
Интервью для радио Mediametrics
В ходе интервью Анастасия Дорофеева рассказывает о своем карьерном пути, об опыте обучения заграницей, о своей юридической практике и о перспективах развития индустрии моды в России.
Прямой эфир «Ответы на актуальные юридические вопросы»
дан Анастасией Дорофеевой на базе платформы по автоматизации бизнеса Y-clients для предпринимателей, ведущих деятельность в индустрии красоты, в рамках которой Анастасия Дорофеева отвечала на актуальные вопросы о мерах государственной поддержки в период эпидемии Covid-19.
Прямой эфир «Договорная работа в fashion-индустрии»
дан Анастасией Дорофеевой совместно с руководителем швейного производства Komoredi.
В ходе эфира Анастасия Дорофеева ответила на разнообразные вопросы, связанные с заключением договоров на пошив, созданием образца изделия, защитой прав на лекала, а также с заключением договоров с фотографами и моделями на проведение фотосессии готовой коллекции одежды.
Лекция «Правомерность переработки музыкальных произведений»
дана для студенческого сообщества МГЮА.
Анастасия Дорофеева в ходе лекции объясняет:
где проходит грань между авторскими и смежными правами на музыкальное произведение,
кому принадлежат права на музыкальные композиции,
чем отличаются фонограмма и аранжировка,
какая переработка музыкальных произведений правомерна,
допустимы ли музыкальные пародии?
Под руководством Анастасии студенты рассмотрели актуальную судебную практику и, конечно, прослушали много музыкальных композиций.
Курс по поступлению в иностранные ВУЗы
На курсе Вы получите поэтапную инструкцию по подготовке к успешному поступлению в иностранный юридический ВУЗ, включающую:
1) помощь в выборе ВУЗа,
2) направление заявления,
3) составление конкурентоспособного резюме,
4) составление впечатляющего мотивационного письма,
5) составление убедительных рекомендационных писем,
6) советы по выбору и сдаче экзамена на знание английского языка.
Таким образом, по итогам курса вы составите полный комплект необходимых документов, а также будете знать, как строится изучение права за границей и что ждет Вас после успешного поступления.
Юрист в сфере моды
С 2018 ГОДА МЫ РАБОТАЕМ
ПО ТРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
• выпускница юридического факультета МГУ им М.В. Ломоносова,
• магистр права Нью-Йоркского университета (LLM),
• MBA в сфере товаров класса люкс и индустрии моды,
• повышение квалификации по теории моды и истории искусства,
• автор курсов по праву и бизнесу в индустрии моды
на факультете дизайна одежды в БВШД, в Школе дизайна ВШЭ
и на юридическом факультете МГУ,
• автор учебного пособия «Интеллектуальная собственность
в шоу-бизнесе, моде и спорте».
Fashion Law: Правовые аспекты индустрии моды
Модератором дискуссии стала декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета Надежда Крайнова. В беседе приняли участие старший уполномоченный по особо важным делам Северо-Западной оперативной таможни Кирилл Андреев, профессор уголовно-процессуального права в Институте юридической профессии Римского университета Ла Сапиенца Марио Антинуччи, со-основатели ресурса Fashion Law Russia Роман Бузько и Анна Заброцкая, заведующий кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского государственного экономического университета Никита Иванов, генеральный директор Студии дизайна Алины Герман Алина Игудина, председатель наблюдательного совета НП «Санкт-Петербургский Синдикат Моды» Никита Кондрушенко, руководитель по правовым вопросам в России и СНГ Farfetch UK Limite Алексей Мягченков, доцент кафедры уголовного права Университета Луис-Гвидо Карли Петро Сабелла, генеральный директор ООО «Кисс» — Модный дом Лилии Киселенко Ирина Селюта, а также почетный профессор Римского университета Ла Сапиенца Джорджио Спэнгер.
Модератор Надежда Крайнова начала дискуссию с определения важности индустрии моды для экономической деятельности страны. «Индустрия моды — это и легкая промышленность, и бизнес-сфера, и внешнеэкономическая деятельность», — отметила она. Эксперт также подчеркнула, что модная индустрия является очень перспективной с точки зрения развития юридической профессии: «Здесь сложно заменить юриста на искусственный интеллект, потому что эта работа настолько индивидуальна, насколько индивидуальны те вещи, которые создают дизайнеры».
Анна Заброцкая отметила существующий тренд на индустриальную специализацию в юридической профессии и добавила, что в некоторых странах — например, в США, Fashion Law уже довольно долгое время является отдельной отраслью права. Это связано, в том числе, с огромной прибыльностью рынка моды. «На сегодняшний момент индустрия моды глобально оценивается практически в 2,5 триллиона долларов. Одна пятая часть этой суммы приходится на американский рынок» — пояснила специалист.
Ее коллега Никита Кондрушенко прокомментировал этапы развития российской моды как индустрии на сегодняшний день. «Мы находимся в ситуации становления того, что называется модным бизнесом, хотя для нас привычнее звучит «легкая промышленность». У нас есть отдельно все необходимые компоненты, но нет пока отлаженно работающей индустриальной цепи», — рассказал он.
Генеральный директор Модного дома Лилии Киселенко Ирина Селюта определила основные вопросы, решение которых необходимо для развития индустрии моды в России. Среди них эксперт назвала подготовку квалифицированных специалистов, повышение их квалификации и образование потребителя. «Никто не знает дизайнеров. Наших — не наших. И все покупают только то, что уже есть в гардеробе — джинсы, футболки, кроссовки», — добавила она. При этом эксперт отметила, что с учетом большого количества населения модная индустрия в России будет востребована всегда.
Никита Иванов, говоря о защите авторского права дизайнеров, подчеркнул, что действующее регулирование является вполне достаточным для защиты прав дизайнеров и аффилированного бизнеса. При этом эксперт отметил, что разрабатываются и новые законодательные инициативы для усиления правовой охраны, речь идет о временной охране промышленных образцов: «С момента публикации сведений заявки до момента ее регистрации кто-то использует еще потенциально промышленный образец. И если его используют в этот период, то после получения патента правообладатель сможет взыскать справедливо, по соглашению сторон или по решению суда, вознаграждение за использование», — пояснил ученый.
Петро Сабелла рассказал об итальянской практике защиты дизайна и дизайнера. «Наша страна является центром и производства, и распространения поддельных товаров. Это, к сожалению, действительно так», — отметил он. Профессор добавил, что в Уголовном кодексе Италии существует две статьи, которые направлены на борьбу с распространением поддельных товаров, они подразумевают заключение под стражу и в тюрьму сроком до четырех лет.
Вторая часть дискуссии была посвящена регулированию онлайн-ритейла. Руководитель по правовым вопросам в России и СНГ Farfetch UK Limited Алексей Мягченков рассказал об основных проблемах отрасли — например, охране интеллектуального права. «Мы, как многие другие крупные онлайн-площадки, ежедневно мониторим огромное количество случаев несанкционированного использования наших товарных знаков и наших изображений на различных более мелких сайтах или аккаунтах в социальных сетях», — пояснил он. К другим важным проблемам спикер отнес брендовые войны и проблемы, связанные с контрафактом.
Старший уполномоченный по особо важным делам Северо-Западной оперативной таможни Кирилл Андреев сообщил о существенном росте дел, связанных с незаконным ввозом или ввозом контрафактных товаров физическими лицами под видом товаров для личного использования для последующей коммерческой реализации.
Профессор уголовно-процессуального права в Институте юридической профессии Римского университета Ла Сапиенца Марио Антинуччи подчеркнул, что распространение контрафакта — это мировая проблема. «Подделка товаров — это глобальное преступление. Это такое явление, которое расширяется сейчас и происходит повсюду», — сказал эксперт. По статистике, приведенной ученым, в 2016 году рынок контрафактной продукции Италии составил 6 миллиардов евро. Его коллега, почетный профессор Римского университета Ла Сапиенца Джорджио Спэнгер, отметил, что в Италии каждый год специалисты получают порядка 100 тысяч таких сигнало. При этом в стране разрешено изымать товары, если не подтверждена законность их происхождения.
В заключение дискуссии модератор Надежда Крайнова отметила, что, несмотря на легкое, казалось бы, название дискуссионного стола, проблемы перед модной индустрией стоят сложные и серьезные, и эту дискуссию нужно продолжать, нарабатывать практику правоприменения и дорабатывать законодательную базу в области Fashion Law.
Пресс-центр КЦ «Петербургский Международный Юридический Форум».
Что такое Fashion law?
В целях определения известного в мире правового понятия «Fashion law» необходимо дать понимание двум понятиям, придающим содержание и толкование сложившемуся термину.
Что такое Fashion? Придает ли такое легкое созвучие известных букв действительную весомость модному слову, привлекающему многократное внимание?
Понятие «Мода» (от фр. mode, от англ. Fashion, от итал. la moda) произошло от латинского слова modus, которое имеет значение «правила» или «предписания».
Таким образом, как оказалось, известное, легкое и привлекательное слово «Fashion» в действительности отражает правила и предписания, которые более естественны и присущи термину «Law».
Необходимо обратить внимание на то, что самое понятие «Мода» сопоставимо значению понятия «Бизнес», как одного из вида предпринимательской деятельности, деятельность которого предполагает осуществления торговли в сфере модной индустрии в целях извлечения прибыли.
Правовое обеспечение индустрии моды только начало свое становление в России, однако в Европейских странах уже уместно и обыкновенно понятие «Fashion lawyer» — «модный юрист»/ «модный адвокат». В Европе и США существуют образовательные системы модного права как образовательного курса или магистерской программы «Fashion law» а именно: Университет Милана, Университет Insubria, Бразильский институт Negócios и Direito да Moda, Университет в Юридической школе Буффало, Бенджамин Н. Кардозо Школы права, Нью-Йоркская школа права, Нью-йоркский университет, в юридической школе Лойола, Hukuku Enstitüsü в Турции, университет Говарда, университете Макгилла.
Таким образом, сложившееся в образовательной системе разных стран понятие «Fashion law» имеет и разные обозначения, а именно: «fashion law» в английской и американской правовой литературе, «droit du luxe», «droit du design» во французском модном праве, праве роскоши, «diritto della moda» в итальянской образовательной системе, «derecho dela moda» считается испанским вариантом.
В России понятие модного права «Fashion law» отражает юридическое сопровождение и поддержку модного бизнеса, который затрагивает вопросы многопланового порядка. Модный бизнес, как постоянно развивающаяся живая предпринимательская деятельность в отношениях в сфере торговли и услуг сопровождается договорным обеспечением, однако, также предполагает необходимый регистрационной порядок (товарные знаки, промышленные образцы) с целью защиты в последующем деловой репутации производителя/изготовителя/продавца.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что «Fashion law» – понятие, которое занимает место в правовом регулировании отношений, складывающихся в бизнесе модной индустрии, а именно в процессе производства и торговли товарами творческого труда, как объектами интеллектуальной собственности.
Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Юрист в сфере моды
Дуглас Ханд (Douglas Hand) – известный юрист, практикующий в области fashion law, один из партнеров-основателей фирмы HBA в Нью-Йорке, которая представляет интересы таких брендов как Rag & Bone, 3.1 Phillip Lim, Rodarte, Anna Sui, Public School и Mansur Gavriel.
Получив степень юриста и MBA в Университете Нью-Йорка, Дуглас начал свою карьеру в 1997 году в юридической фирме Shearman & Sterling. Он работал в офисах фирмы в Нью-Йорке и Париже, представляя клиентов в публичных сделках (прим. с участием компаний, акции которых обращаются на фондовом рынке). В 2004 году Ханд и его партнер, Алан Балдашин, учредили юридическую фирму HBA, в которой сейчас трудятся более 20 юристов.
Помимо этого, Дуглас также является членом Комитета по бизнесу Совета американских дизайнеров моды (CFDA), Консультативного совета инкубатора CFDA и Гильдии наград в моде CFDA. Дуглас преподает в качестве внештатного профессора Юридического факультета Университета Нью-Йорка и Юридического факультета им. Бенджамина Кардозо, где он также входит в состав Консультационного совета Центра Права Моды, Искусства, СМИ и Развлечений (FAME). Он также входит в состав Попечительского совета Технологического института моды (FIT) и в состав Совета модельеров FIT.
Fashion Law Russia (FLR): Почему fashion law? Что побудило вас стать «модным» юристом?
Дуглас Ханд (ДХ): Меня всегда тянуло к творческим людям. Несмотря на то, что наша работа в качестве юридических советников допускает определенный уровень креативности, я всегда восхищался художниками, которые способны делать из творчества бизнес так, как это делают fashion-дизайнеры. Я думаю, это была любовь к самому творческому процессу и желание быть рядом с этим процессом, помогать ему – вот что вдохновило меня стать юристом, специализирующимся в индустрии моды.
FLR: На что похож рабочий день «модного» юриста?
ДХ: Каждый день это что-то новое! Fashion law, действительно, охватывает многие области права, которые касаются индустрии моды. Как главный юридический советник для многих моих клиентов в течение дня я могу переключаться между вопросами, связанными с ранним этапом финансирования для нового бренда, потенциальным судебным разбирательством для другого бренда или решением IP-проблемы для третьего.
FLR: Что вам больше всего нравится в вашей «модной» юридической профессии?
ДХ: Разумеется, разнообразие вопросов очень привлекательно, равно как и возможность работать непосредственно с дизайнерами. Есть также приятные бонусы в виде скидок в бутиках и участия в модных показах.
FLR: Расскажите о каком-нибудь особенном деле в вашей карьере.
ДХ: В моей практике было много запоминающихся дел, как, например когда мы помогли дизайнерам отстоять право на именной товарный знак в ходе корпоративного конфликта. В таких делах ощущаешь, что, действительно, можешь помочь сохранить чьё-то наследие, и это приносит глубокое внутренне удовлетворение.
FLR: Как и почему вы решили преподавать fashion law?
ДХ: Интерес к этой области продолжает расти, и несколько лет назад мне поступили предложения стать внештатным профессором одновременно от Юридического факультета им. Бенджамина Кардозо и Университета Нью-Йорка. Я думаю, что практикующие юристы в качестве преподавателей могут поделиться со студентами не только реальными практическими навыками, но и очень многими анекдотичными историями с «передовой».
FLR: Должен ли юрист сперва получить какие-то конкретные знания об индустрии моды, прежде чем практиковать fashion law?
ДХ: Понимание бизнеса моды имеет решающее значение. Речь идет не столько о том, чтобы иметь острый взгляд на продукт или на понимание тенденций, сколько осознавать бизнес реалии, в которых находится ваш клиент, и что важно, с юридической точки зрения, защищать, чтобы помочь бизнесу вашего клиента расти. Поэтому необходимо быть осведомленным о самой индустрии (читать не только Vogue, но и такие ресурсы как The Buisness of Fashion и WWD здесь, в США, также важно).
Более того, я считаю, что существует распространенное заблуждение, что если кто-то является юристом в сфере моды, то он сам по себе модный или должны быть модными. Fashion lawyer должен, прежде всего, быть отличным юристом и понимать моду как бизнес, и это не обязательно делает его «модным». Мода – это огромная индустрия, которая во многом состоит не из самых привлекательных вещей. Если вы когда-либо были на фабрике, которая делает одежду, то понимаете, что порой это достаточно грязное место (смеется); и люди, которые управляют им, не обязательно модные, однако они прекрасно разбираются в производстве. Поэтому речь идет скорее о понимании самого бизнеса, а не о том, являетесь вы эстетом или нет.
FLR: Нам стало известно, что вы готовитесь к выпуску своей первой книги «Законы Стиля» (The Laws of Style). Расскажите нам об этом подробнее.
ДХ: Это книга не о fashion law, она об умении превосходно одеваться для профессионального джентльмена. Мы находимся в разгаре культурного сдвига – переломного момента с эстетической точки зрения – когда меняются бизнес-нормы в отношении одежды. «Повседневная пятница» уступила место повседневной рабочей неделе. С таким количеством вариантов одежды мужчинам нужен совет. Выглядеть достойно и элегантно – вот что меня вдохновляет. Клиенты хотят, чтобы вы выглядели как юрист. И для мужчины это, безусловно, означает быть одетым в консервативный костюм, но это не значит, что вы не можете проявить какой-то личный стиль. У вас может быть элегантный карманный платок, красивая подкладка пиджака; вы можете создать действительно утонченный образ, если будете уделять внимание определенным деталям. Книга «Законы стиля» именно об этом. Это будут четкие правила для презентации себя через одежду с точки зрения крайне практичного подхода, отражающего офисные реалии представителей класса «профессиональных услуг» (юрист, банкир, бухгалтер, консультант). И все же «Законы стиля» стоит воспринимать как нечто большее. Эта книга исследует области самовыражения с целью не только укрепить вашу карьеру, но и обогатить вашу жизнь. Моим издателем является Американская ассоциация адвокатов, а сама книга будет презентована в рамках Недели мужской моды в Нью-Йорке уже в феврале.
FLR: Что бы вы могли посоветовать молодому дизайнеру, который хочет запустить собственный бренд?
ДХ: Мудро подходить к выбору партнеров и документально фиксировать инвестиции, сделанные на ранних стадиях. В моей практике было много примеров, когда друзья вместе запускали бизнес и никак не фиксировали, какое количество денег кто из них вложил в общее дело. Однако после того как бренд достигал определенного уровня успеха, и речь шла уже о реальных деньгах, партнеры начинали задаваться вопросом, кто чем владеет. В отсутствие письменного соглашения подобные истории часто заканчиваются серьёзными спорами.
Также, не называть бренд собственным именем или фамилией, если не хотите потерять право использовать его при последующей продаже компании. Не экономить на бюджете для маркетинга и PR, а также бухгалтерских и юридических услугах. И не стоит слишком фокусироваться на оптовой торговле. В большинстве случаев прямой выход на потребителя является более безопасным и более выгодным.
FLR: Хорошо ли оплачивается работа юриста в области fashion law в Нью-Йорке?
ДХ: Я бы сказал «да». Мировая индустрия моды оценивается в 2-3 триллиона долларов. Вокруг этой индустрии вращается огромное количество денег, и работать приходится с достаточно высокими «ставками». Мы, в частности, занимаемся сделками по слиянию и поглощению для модных брендов, некоторые из которых входят в число самых дорогостоящих частных компаний в мире. Поэтому как любая компания, которая специализируется на частном бизнесе, мы вполне успешны и способны платить своим юристам конкурентную зарплату даже в сравнении с крупнейшими юридическими фирмами.