зачем нужная программа воспитателя доу по
О рабочей программе воспитателя
Несмотря на то, что сегодня действует единое нормативное правовое поле, вопрос о рабочих программах воспитателя, ее обязательности является дискуссионным до сих пор. По этому вопросу обозначены две противоположные позиции, каждая из которых выдвигает свои аргументы.
Те, кто считает, что рабочая программа воспитателя должна быть, ссылаются на статью 2, п. 9 ФЗ-273, согласно которой образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. А также на определение примерной образовательной программы, которое приведено в той же статье, в п. 10., о том, что примерная образовательная программа определяется как учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Однако, как отмечают эксперты электронной системы «Образование», терминология данной нормы является общей и в части, не касающейся деятельности дошкольной образовательной организации, может к ней не применяться.
Если же эти определения рассматривать как догму (положение, принимаемое истинным без требования доказательства), то неясными остаются многие вопросы, ответить на которые сторонникам данной точки зрения непросто.
О каких учебных предметах курсов, дисциплин и модулей идет речь в данной статье? В тексте ФГОС дошкольного образования в п.2.6 определено, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. При этом в Комментариях к ФГОС (к разделу 2.7.) поясняется, что содержание образовательной программы ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами и особенностями развития. Результаты освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров и сформулированы безотносительно к образовательным областям.
Для сравнения: в тексте ФГОС НОО определены предметные области, включающие в себя конкретные учебные предметы. По каждой предметной области обозначены предметные результаты, которые обозначаются как освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Почему в положениях ФГОС, в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, отсутствует такой структурный компонент как рабочая программа? Согласно п.2.11, программа дошкольного образования включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. Содержание каждого из разделов не содержит требований относительно рабочих программ, ни в качестве основного текста образовательной программы ДОО, ни в качестве приложения к какой-либо его части.
Для сравнения: в тексте ФГОС НОО определены разделы образовательной программы, среди которых пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план начального общего образования; примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;примерные программы отдельных учебных предметов; примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; примерная программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Почему в проектах примерных образовательных программ дошкольного образования (в том числе и тех, которые уже получили гриф УМО) отсутствует такой структурный элемент как рабочая программа? Значит ли это, что авторы нарушают (или игнорируют) п.9-10 статьи 2 ФФЗ-273?
Каким образом должна быть структурирована рабочая программа? Ни один федеральный документ не определяет структуру рабочей программы воспитателя. Все, что содержится в разных методических пособиях, является точкой зрения авторов и носит рекомендательный характер.
На какие нормативные документы необходимо полагаться при разработке положения о рабочей программе?Получается, что только на статью 2. ФЗ-273, которая ничего не говорит о степени обязательности рабочей программы для воспитателя и не определяет ее структуру и содержание. Другой нормативно-правовой основы на федеральном уровне нет.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования, если его пытаются выстроить в соответствии со Стандартами других уровней общего образования?…
Сторонники необязательности рабочей программы дошкольного образования исходят из конкретных положений следующих нормативных документов, представляя более аргументированную позицию.
Во-первых, согласно статье 12, п. 6 ФЗ-273 образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. В свою очередь, ФГОС дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, не содержит требования о необходимости включения в структуру образовательной программы учебного плана, учебного календарного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.
Во-вторых, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, обязанность по разработке рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов не включена в перечень должностных обязанностей воспитателя. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, в трудовые функции воспитателя входит участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В структуре ООП, согласно ФГОС ДО, рабочая программа отсутствует как структурный элемент. Разработка педагогом других программ профессиональным стандартом также не предусмотрена.
Основываясь на аргументах сторонников второй точки зрения, можно сделать следующие выводы:
Сохраняющаяся неоднозначность степени обязательности рабочих программ воспитателя ставит педагога вперед выбором: какой точки зрения придерживаться? Сегодня приходится констатировать, что педагог, как частное лицо, скорей всего будет придерживаться второй точки зрения. А как, должностному лицу, ему безопаснее разделить точку зрения руководителя.
Все разговоры о рабочих программах, их обязательности или необязательности — это вопрос планирования образовательной деятельности, который сегодня должен быть решен с позиции ФГОС дошкольного образования.
На сегодняшний день рабочая программа воспитателя в ДОУ выполняет задачи перспективного планирования и представлена обычно в двух вариантах.
В первом варианте содержание рабочей программы раскрывается через примерное комплексно-тематическое планирование, в котором указаны примерные сроки, темы и примерное содержание совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Это наиболее естественный и приемлемый для современного дошкольного образования вариант планирования. Примерный характер сроков и тем указывает на возможность внесения изменений в план с учетом индивидуальных особенностей и текущих интересов детей группы и обусловлен одним из основных принципов, указанных в п.1.4 ФГОС дошкольного образования. В частности, принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает, что ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Игнорирование данного принципа ставит под сомнение реализацию ФГОС дошкольного образования.
При втором варианте рабочая программа воспитателя включает в себя заранее обозначенные темы и задачи организованной образовательной деятельности (занятий) по образовательным областям на учебный год. При этом внутри каждой области дополнительно выделяются виды занятий. Например, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» выделяются занятия по ФЭМП (РЭМП), ФЦКМ и т.д. Такой документ ОЧЕНЬ неоднозначный с точки зрения реализации ФГОС дошкольного образования.
Во-первых, такие рабочие программы по факту «рабочими» не являются и создаются только для проверяющих. Что является предметом контроля проверяющих? Соответствие реально организованного процесса конкретному содержанию, распределенному во времени и жестко привязанному к срокам. Безусловно, это очень удобно для проверяющего и не требует от него знаний специфики дошкольного образования и принципов организации образовательной деятельности на основе положений ФГОС. Однако, как утверждают авторы методического обеспечения ФГОС, сейчас проверяющий должен соотносить реальный образовательный процесс не с заранее составленным планом, а с методологией, принципами и подходами образовательной программы (программы ДОО, а не рабочей!). В этом случае контроль выступает как экспертиза: выявление и анализ целесообразности выбора педагогом тех или иных способов поддержки и организации взаимодействия детей. А проверяющий должен быть экспертом, специалистом по дошкольному образованию, в полном смысле этого слова.
Во-вторых, такой вариант рабочей программы не соответствует все тому же принципу индивидуализации, поскольку дети не участвуют в планировании своей деятельности в детском саду и вынуждены включаться в планы, придуманные взрослым на год вперед. С позиции авторов методического обеспечения, приоритетом для организации работы с детьми служит не программа образовательной организации, и не планы, написанные педагогом, а собственная активность ребенка.
В-третьих, такого рода рабочая программа остается предметно-ориентированной. Однако, сегодня нужно стремиться разрабатывать не занятия по образовательным областям, не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а разрабатывать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение одного дня, формами которого выступают проекты, праздники, сюжетно-ролевые игры и т.д.
В-четвертых, данный подход к планированию абсолютно не решает проблему заорганизованности и чрезмерной регламентированности деятельности детей.
Изменение принципов организации образовательного процесса требует кардинальных изменений подходов к планированию.
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО
Светлана Ишмуратова
Рекомендации к разработке рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС ДО
Рекомендации к разработке рабочей программы
педагога ДОУ по ФГОС ДО
Подготовила: старший воспитатель Ишмуратова С. В.
МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»
Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.
3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г.Раздел:должностные обязанности:
Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.
Целевой раздел включает в себя:
а) пояснительную записку;
б) планируемые результаты освоения Программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
-цели и задачи реализации Программы;
-принципы и подходы к формированию Программы.
— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в группе
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений
1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми
• Направление «Социально-коммуникативное развитие».
• Направление «Познавательное развитие».
• Направление «Речевое развитие».
• Направление «Художественно-эстетическое развитие».
• Направление «Физическое развитие».
2. Описание форм, способов, средств реализации Программы
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
4. Способы и направления поддержки детской инициативы
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы)
7. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.
1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)
Может быть включено: После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания,
3. Циклограмма деятельности.
4.Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка НОД.
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС
Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке,тут должна быть указана только самая необходимая информация:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующий ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;
полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.) ;
составлена на основе примерной образовательной программе дошкольного образования (2014г) («От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2014 г));
срок реализации программы (учебный год) ;
Ф. И. О. и должность автора (авторов) ;
год разработки программы.
Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.
1) Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей …. Группы (далее Программа) разработана в соответствии с ООП «Детского сада №», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Используются парциальные программы: (перечислить)
Данная программа разработанав соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
•Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Цель и задачи Программы (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы») :
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель (программы Детство):
Создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи (программа «От рождения до школы) (обязательная часть) :
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления
Задачи (программа «Детство)
1. Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
2. Целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
3. Обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,
возможностей и способностей;
4. Развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению
гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
способностей и речи ребенка;
6. Пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
7. Органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
языком, экологией, математикой, игрой;
8. Приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам;
9. Приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы
дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Задачи (часть ДОУ – парциальные программы) :
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Содержание психолого-педагогической работыориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
— Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы
Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.
Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.
Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)
(выписать из программы по возрастной группе)
1. Содержание образовательной деятельности по освоению детьми
• Направление «Социально-коммуникативное развитие».
• Направление «Познавательное развитие».
• Направление «Речевое развитие».
• Направление «Художественно-эстетическое развитие».
• Направление «Физическое развитие».
Делается описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой примерной образовательной программ дошкольного образования («Детство», «От рождения до школы»).
Социально-коммуникативное развитие –может быть представлено в различных формах образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд может быть представлен в формах образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ.
Игровая деятельность представлена в формах образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др.
Познавательное развитие –Представляется в различных формах образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины.
2. Описание форм, способов, средств реализации Программы (на основе примерной программы).Можно представить в виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей) ; способы; методы и приемы; средства)
3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (на основе примерной программы)
4. Способы и направления поддержки детской инициативы (на основе примерной программы)
5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями (на основе примерной программы)
6. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений (парциальные программы) прописываются содержание согласно представленной в парциальной программе образовательной области
7. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для логопедической группы)
1. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания (Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности)
Может быть включено: После режима дня представляется двигательный режим, сетка закаливания,
3. Циклограмма деятельности.
4.Выписка из учебного плана для своей группы: Сетка НОД.
6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
Требования к оформлению Рабочей программы
2.По контуру листа оставляются поля:
левое– 30 мм, правое-15 мм, верхнее– 20 мм, нижнее- 20 мм
3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.
Фрагмент рабочей программы Фрагмент рабочей программы В соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Фрагмент рабочей программы Фрагмент рабочей программы (в соответствии с ФГОС ДО) Тема недели: «В гостях у сказки» Возрастная группа: I младшая Понедельник. Приоритетная.
Фрагмент рабочей программы ДОО «В мире спортивных соревнований» ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Выполнил воспитателей ДОО Попкова М. В. (МБДОУ «Детский.
Фрагмент рабочей программы: «Весна пришла» КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.
Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО «Живая природа» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО «Живая природа».
Фрагмент рабочей программы воспитателя Реализация образовательной темы «Если хочешь быть здоров…» в подготовительной к школе группе Цель: способствовать укреплению психического.
Изменение содержания (условий) рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Трудности и пути решения Совершенствование основной общеобразовательной программы, как средство повышения качества образования. Изменение содержания (условий) рабочей.
Основные подходы к составлению рабочей программы учителя-логопеда в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования На основании ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность.
Презентация рабочей программы педагога ДОУ Презентация по рабочей программе педагога ДОУ Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного образовательного.