международные авиационные метеорологические коды taf и metar значение кодового слова sct
Sukhoi Superjet 100
Реальность против домыслов
Разделы
Помощь
Случайные
Существует два вида авиационных метеорологических сообщений, имеющих, однако, практическую одинаковую структуру и принцип декодирования. Первый вид — Прогноз, TAF (Terminal Aerodrome Forecast), второй — Сводка (METAR — Meteorological Aerodrome Report). Каждое сообщение разбито на несколько полей, в каждом поле содержится определённая служебная или метеорологическая информация. Прогноз обычно выдаётся один или несколько раз в день на ближайшие несколько часов. Погодная сводка выдаётся каждый час или каждые полчаса, и откражает реальное метеорологическое состояние аэродрома.
Структура сообщений
Структура прогноза погоды
Поле | Содержание | Пример | Значение |
---|---|---|---|
1 | Тип прогноза | TAF AMD | Изменённый прогноз |
2 | Расположение станции, код ICAO | URWW | Гумрак (Волгоград) |
3 | Время выдачи, DDHHMM | 240920Z | Выдано 24-го числа в 9 часов 20 минут по Гринвичу |
4 | Время действия, DDHH/dd | 2410/2418 | Действует на 24-й день месяца, с 10 до 18 часов по Гринвичу |
5 | Ветер | 22020G27MPS | Направление ветра — 220°, постоянная скорость 20м/с, порывы — до 27м/с. |
6 | Видимость | 2000 | Минимальная видимость — 2 километра |
7 | Значимые погодные условия | SHRA | Дождь |
8 | Облачность | BKN007 SCT020CB BKN100 | Информация об облачности, которая указывается по слоям, сначала указывается количество облаков, затем нижняя граница каждого слоя в сотнях футов. |
9 | Прогноз максимальной и минимальной температур | Опционально | |
10 | Изменения погоды | FM241500 25015G20MPS 1300 SHSN +BLSN | Начиная с 15 часов 24-го числа ветер дует с 250° со скоростью 15м/с порывами до 20 м/с, видимость 1300 метров, обильный снег, исльная обильная позёмка |
Также в данном прогнозе присутствуют данные, не входящие в стандартную форму TAF — код условий тубулентности. Код 530002 означает частую турбулентность средней силы в чистом воздухе, начиная от поверхности земли до высоты 600 м.
Структура отчёта о погодных условиях
Значения полей
Поле типа
Значение | Описание |
---|---|
TAF | Обычный прогноз |
TAF AMD | Изменённый прогноз |
TAF COR | Исправленный прогноз (формальные ошибки) |
METAR | Регулярная сводка (выпускается каждый час или каждые полчаса) |
SPECI | Специальная сводка, выпускается при значительном изменении погоды |
Время выдачи
Формат: ddhhmmZ
dd — день месяца.
hh — время в часах и минутах выдачи сводки.
Z — указывает на использование времени по Гринвичу, или UTC.
Время действия
Формат: DDHH/ddhh
DD — день начала
HH — время начала действия, HH часов 00 минут.
dd — день окончания
hh — время окончания действия, hh часов 00 минут.
Ветер
Видимость
Формат: XXXX или X X/XSM
Показывает преобладающую видимость в метрах (четыре цифры). Некоторые страны могут использовать для указания видимости уставные мили, в этом случае указано целая и (опционально) дробная часть значения и указана единица измерения SM (Statute Mile).
Видимость на полосе
Формат: RDD/VVVV или RDD/vvvvVVVVV
Значения видимости могут иметь префикс M или P, показывающий, что сообщаемое значение, соответственно, менее или более рабочего диапазона оборудования.
CAVOK
Кодовое слово CAVOK употребляется в полях, описывающих видимость, если соблюдаются следующие условия:
Погодные условия
Пример: +RASN — сильный снег с дождём. TSGR — гроза с градом.
Облачность
В случае, если присутствуют облака, не влияющие на вертикальную видимость, но противоречащие использованию кодового слова CAVOK, облачность обозначается сочетанием NSC (No significatn clouds). При использовании автоматической системы в отсутствие облаков ставится обозначение NCD (No clouds detected).
Код | Значение | Перевод | Окты 2 |
---|---|---|---|
SKC | Sky clear | Чистое небо | 0 |
FEW | Few | Незначительная | 1-2 |
SCT | Scattered | Рассеянная | 3-4 |
BKN | Broken | Разорванная | 5-7 |
OVC | Overcast | Сплошная | 8 |
Если на данном уровне наблюдаются кучево-дождевые или мощные кучевые облака, то в конец блока дописывается суффикс CB или TCU соответственно.
Температура
Температура указывается в градусах Цельсия. Значение округляется до ближайшего целого. Значения меньше 10 по модулю пишутся с ведущим нулём. Отрицательные значения температуры указываются при помощи префикса М.
Дополнительная информация
Обозначение | Название | Содержание |
---|---|---|
RE | Недавняя погода | Обозначение погодных явлений |
WS | Наличие сдвига ветра | RDD — обозначение ВПП или ALL RWY — если сдвиг на всех ВПП |
RMK | Заметка | Дополнительная информация, определяемая локальными требованиями |
W | Данные по морю | TT/SS — температура поверхности/код состояния поверхности по 14-балльной шкале WHO 3 |
R | Состояние ВПП | DD/ECeeBB — расшифровку см. ниже |
Состояние ВПП записывается в виде DDECeeBB, где
Указанные характеристики полосы заполнятся в соответствии с таблицами WMO. Если аэродром закрыт по причине снегопада, в качестве состояния указывается код SNOCLO. Если загрязнения с полосы были убраны, указывается код CLRD//.
Таблица 0919: тип осадков
Код | Значение |
---|---|
0 | Сухо и чисто |
1 | Влажно |
2 | Мокро и лужи |
3 | Изморозь и иней |
4 | Снег |
5 | Мокрый снег |
6 | Слякоть |
7 | Лёд |
8 | Утрамбованный или укатанный снег |
9 | Замёрзшие колеи и ухабы |
/ | Тип не сообщается (например, если ВПП в процессе чистки |
Таблица 0519: уровень загрязнённости
Код | Значение |
---|---|
1 | Менее 10% ВПП загрязнено (покрыто) |
2 | 11% — 25% |
3-4 | Зарезервировано |
5 | 26% — 50% |
6-8 | Зарезервировано |
9 | 51% — 100% |
/ | Уровень не сообщается (например, если ВПП в процессе чистки |
Таблица 1079: глубина слоя осадков
Код | Значение |
---|---|
00 | Меньше 1 мм |
01 | 1 мм |
02 | 2 мм |
03 | 3 мм |
… | |
89 | 89 мм |
90 | 90 мм |
91 | Зарезервировано |
92 | 10 см |
93 | 15 см |
94 | 20 см |
95 | 25 см |
96 | 30 см |
97 | 35 см |
98 | 40 см и выше |
99 | ВПП неработоспособна из-за осадков, но уровень не сообщается |
// | Уровень осадков незначителен, или не поддаётся измерению |
Таблица 0366: эффективность тормозов и коэффициент сцепления
Код | Значение |
---|---|
00 | Ксц = 0,00 |
01 | 0,01 |
02 | 0,02 |
… | |
89 | 0,89 |
90 | 0,90 |
91 | Эффективность тормозов плохая |
92 | Эффективность тормозов средняя/плохая |
93 | Эффективность тормозов средняя |
94 | Эффективность тормозов средняя/хорошая |
95 | Эффективность тормозов хорошая |
96-98 | Зарезервировано |
99 | Недостоверно |
// | Данные не сообщаются или ВПП закрыта |
Изменения погоды
Изменение погоды записывается как в виде группы изменений и следующих за ним стандартных блоков описания погоды. Допустимы следующие группы изменений:
Вид | Значение |
---|---|
FMDDHHmm | Отмечает начало самодостаточной части прогноза. Начиная с указанного времени (ДеньЧасМинута) все прогнозы, стоящие после этой группы перекрывают те, что стояли ранее. |
BECMG HHMM/hhmm | Эта группа указывает, что в течение заданного интервала на регулярной или нерегулярной основе произойдут указанные изменения метеорологических условий. |
TEMPO HHMM/hhmm | Эта группа указывает, что в течение заданного интервала часто, либо не очень будут происходить временные отклонения метеорологических условий, каждое отклонение обязано длиться не больше часа, а все вместе — не более половины времени действия группы. |
PROBCC HHMM/hhmm | Эта группа указывает, что в течение заданного интервала c данной вероятностью могут быть указанные метеорологические условия. Значение вероятности может быть либо 30%, либо 40%. |
Турбулентность
Полезные ссылки
25 Mar 2013 13:46 (опубликовано: skydiver000)
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить «+»
Международные авиационные метеорологические коды taf и metar значение кодового слова sct
Часто в жизни мы сталкиваемся с плохими погодными условиями. В авиации погодные условия для взлета, полета и посадки крайне важны. Пилот воздушного судна перед рейсом всегда получает погодные условия в аэропорту вылета и прилета, а также на пути следования самолета. И если эти погодные условия не удовлетворительны, то пилот имеет полное право отменить рейс или изменить время вылета на то, когда прогноз погоды показывает улучшение.
Разумеется, для обеспечения полетов недостаточно информации на подобии той, которую все привыкли слышать из телевизора: «завтра пасмурно, возможен дождь». Авиационные метеорологические прогнозы и наблюдения включают себя ряд специфических параметров, кроме того требования к точности этих данных очень высокие.
Информация о фактической погоде кодируется в специальном международном формате, который называется METAR. Именно об этом коде и пойдет речь в данной статье. Любой уважающий себя авиационный специалист, будь то летчик, диспетчер или сотрудник наземных служб должен не только понимать этот код, но и быть способным моментально дать оценку погодных условий только бросив взгляд на METAR.
Итак, сводка METAR – это данные о фактической погоде на аэродроме и краткосрочный прогноз на два часа от момента наблюдения. Сводка выпускается каждые полчаса, однако в международные базы данных она попадает с небольшой задержкой, как правило, 10 минут.
Для поиска METAR интересующего вас аэродрома мы рекомендуем пользоваться государственным американским сайтом aviationweather.gov, так как он предоставляет прямой доступ к международной базе данных.
В целом, код довольно примитивен, достаточно знать порядка двух десятков самых распространенных сокращений, и расположение в коде того или иного параметра, это позволит понимать 90 процентов всех сводок. В качестве примера разберем реальную сводку METAR.
UAAA 221700Z 16002MPS 0500 R23R/1800D R23L/1400N FZFG FU SCT200 M11/M13 Q1028 R88/CLRD65 NOSIG
UAAA – обозначение аэродрома ИКАО, в данном случае Алматы, конечно, знать коды всех аэродромов невозможно, их можно легко найти в интернете.
221700Z – дата наблюдения (22 число текущего месяца) и время (17.00Z – время по Гринвичу).
16002MPS – направление метеорологического ветра (т.е. откуда дует ветер) – 160 градусов, и скорость – 2 метра в секунду.
0500 – метеорологическая видимость – 500 метров.
R23R/1800D R23L/1400N – дальность видимости на ВПП, в данном случае на ВПП 23R видимость составляет 1800 метров, а на 23L 1400 метров, D и N означают тенденцию изменения видимости за крайние 10 минут, D — Down, т.е. видимость ухудшалась, N – без изменений
FZFG FU – явления погоды. Freezing Fog Fume – переохлажденный туман, дым
SCT200 – Количество облачности и ее нижняя граница: Scattered – рассеянная, 200 – высота в сотнях футов, т.е. 20000 футов.
M11/M13 – температура/точка росы, М означает минус.
Q1028 – давление QNH на аэродроме, 1028 гектопаскалей.
R88/CLRD65 – группа состояния ВПП, R88 – все ВПП аэродрома, CLRD – cleared (очищена), 65 –коэффициент сцепления 0,65.
NOSIG – прогноз на 2 часа от времени наблюдения, NOSIG – No Significant Change (без существенных изменений)
Как видно, ничего сложно в расшифровке METAR нет, ниже приведена подробная информация со всеми сокращениями.
Расшифровка метеорологического кода METAR.
METAR — регулярное сообщение о фактической погоде на аэродроме.
Примеры: UUEE; LKPR; EHHK
СССС — международное четырехбуквенное обозначение аэродрома.
Индексы аэропортов приведены в сборнике ICAO Doc 7910 – «Указатели (индексы) местоположения».
Примеры: 101230Z; 270030Z; 010100Z
YYGGggZ: YY — дата, GG — часы, gg — минуты, Z — время UTC — universal coordinated time.
Примеры: 24022KT; 23009G15MPS; 17003MPS 130V220; 00000MPS
dddff (Gfmfm) (dndndnVdxdxdx) — ветер у поверхности земли
(за 10-минутный период предшествующий сроку наблюдения).
ddd — среднее метеорологическое направление ветра (истинное).
ff — средняя скорость ветра.
Gfmfm — максимальная скорость ветра или порывов. G-GUST – порыв.
Передается, если максимальная скорость превышала среднюю на 5 м/с (10 узлов, 20 км/ч) или более.
MPS — METRES PER SECOND — метры в секунду.
KT — KNOTS – узлы.
KMH — KILOMETRES PER HOUR — километры в час.
dndndnVdxdxdx — если ветер резко изменялся (не менее 60 градусов при средней скорости не менее 2м/с), в сводку включается группа, в которой dndndn и dxdxdx — два экстремальных направления ветра, между которыми происходили изменения.
V — буквенный указатель группы.
00000 — штиль (CALM).
VRB — VARIABLE — неустойчивый ветер.
Это обозначение используется вместо направления, если: средняя скорость ветра не более 2 м/с
(3 узла, 6 км/ч) или невозможно определить среднее направление ветра.
Примеры: 1400 1200NE; 9999; 0350 0150W
VVVV (Dv) (VxVxVxVxDv) — горизонтальная видимость у поверхности земли (метеорологическая дальность видимости).
VVVV — значение видимости в метрах.
9999 — видимость более 10км.
Если видимость в различных направлениях неодинакова (разница между минимальным значением и видимостью в любом другом направлении не менее 50%), сообщается минимальная видимость.
Dv — направление, в котором эта видимость наблюдается:
N — NORTH – север; S — SOUTH – юг; E — EAST – восток; W — WEST — запад.
VxVxVxVxDv — группа включается в сводку, когда минимальная видимость на аэродроме 1500м, а максимальная видимость — более 5000 м.
VxVxVxVx— значение максимальной видимости.
6.Дальность видимости на ВПП
Примеры: R24R/P2000D; R14L/1400U
RDrDr / VrVrVrVri или RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri — дальность видимости на ВПП
Включается в сводку, если либо горизонтальная видимость у земли, либо видимость на ВПП менее 1500 м.
R – RUNWAY — ВПП — отличительная буква группы.
DrDr — номер полосы (дается двумя цифрами).
Для указания параллельных полос к номеру добавляются буквы:
L — left — левая; C — central — средняя (центральная); R — right – правая.
VrVrVrVr— среднее значение дальности видимости на ВПП за 10-минутный период в метрах.
i — тенденция изменения дальности видимости на ВПП в течение 10-минутного периода:
U — upward – улучшалась; D — downward- ухудшилась; N — no change — не изменялась.
Если в течение 10-минутного периода, предшествующего сроку наблюдения, экстремальные одноминутные средние величины видимости отличаются от средней величины за 10-минутный период более, чем на 50 м или 20% (в зависимости от того, что больше), указывается не среднее значение видимости, а минимальное и максимальное:
RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri, где V — отличительная буква группы.
Если RVR выше максимального значения, которое может быть оценено с помощью используемой системы, то должен ставиться буквенный указатель P (peak),
а если ниже минимального значения — M (minimum).
W′W′ — особые явления погоды в срок наблюдения.
Явления погоды:
SN – snow (снег)
RA – rain (дождь)
DZ – drizzle (морось)
SG – snow grains (снежные зерна)
GR – hail (град)
FG – fog (туман)
BR – mist (дымка)
FU – fume (дым)
VA – volcanic ash (вулканический пепел)
HZ – haze (мгла)
SA – sand (песок)
DU – dust (пыль)
SQ – squall (шквал)
SS – sand storm (песчаная буря)
DS – dust storm (пыльная буря)
TS – thunderstorm (гроза)
“ — “ – light (слабый)
“+” – heavy (сильный)
“ ” – moderate (умеренный)
SH – shower (ливневой)
ML – shallow (тонкий)
VC – vicinity (вблизи)
BC – patches (клочья)
DR – low drifting (поземок)
BL – blowing (низовая метель)
FZ – freezing (переохлажденный)
PR – partial (частичный)
RE – recent (недавний)
Примеры: OVC006; SCT023CB; BKN080; VV001
NsNsNshshshs или VVhshshs — облачность или вертикальная видимость.
NsNsNs— количество облаков кодируется трехбуквенными сокращениями:
FEW — несколько, незначительно, мало, 1-2 октанта;
SCT — scattered — рассеянные, разбросанные облака, 3-4 октанта;
BKN — broken — разорванная, значительная облачность, 5-7 октантов;
OVC — overcast — сплошная облачность, 8 октантов.
hshshs — нижняя граница облаков указывается тремя цифрами в сотнях футов.
Чтобы определить высоту в метрах цифры следует умножить на 30, а в футах на 100.
Тип облачности указывается только при наличии кучево-дождевых (СВ cumulonimbus) и мощно-кучевых башенкообразных (TCU towering cumulus) облаков.
Если количество и форму облаков определить невозможно, передается вертикальная видимость.
VVhshshs — VV — vertical visibility – вертикальная видимость,
hshshs – значение вертикальной видимости.
SKC — sky clear – ясно, если облаков нет.
NSC — no significant clouds – нет существенной облачности, если нет кучево-дождевых облаков и облаков ниже 1500м (5000ft)
CAVOK — cloud (ceiling) and visibitily OK — погода хорошая
Включается в сводку вместо 5, 6, 7 и 8 группы, если наблюдаются следующие условия:
— видимость 10 км и более;
— отсутствуют облака ниже 1500м (5000ft) или ниже верхнего предела МБВ по секторам, нет кучево-дождевых облаков любой высоты;
— нет грозы, осадков, поземного туманы, пыльной и песчаной бури, поземка (пыльного, песчаного или снежного).
10.Темпратура и точка росы
Примеры: M24/M27; 12/04
T′T′/T′dT′d — Температура воздуха и точки росы в целых градусах Цельсия
T′T′ — температура воздуха.
T′dT′d — точка росы.
Если значения ниже нуля, то добавляется буква М (minus).
Примеры: Q1021; Q0991
QPhPhPhPh — Давление.
Q — отличительная буква группы.
PhPhPhPh — значение давления QNH в гектопаскалях (НРА, hPa, гПа).
Примеры: WS ALL RWY; R24R/420245; R34/810160; R12/CLRD65; R88/290050; RE RA
Примеры: TEMPO 0300 FG VV002
Прогноз изменения отдельных метеоэлементов составляется на ближайшие два часа от срока наблюдения. В прогноз типа «TREND» включаются только те метеоэлементы, значение которых будут существенно изменяться.
ТТТТТ — указатель характера прогнозируемых изменений.
BECMG – (becoming) – ожидаются устойчивые изменения
TEMPO – (temporary) — временами ожидаются изменения
NOSIG – без существенных изменений.
ТТGGgg — время или период, в течении которых будут происходить изменения.
FM — (from) — от — для указания начала периода;
TL — (till) — до — для указания окончания периода;
АТ — на — для указания конкретного момента времени, в который ожидается изменение метеоусловий.
GGgg — часы и минуты (UTC), время изменения метеоусловий.
Примеры: QFE760/1014; OBST OBSC; QBB090
RMK — Ремарка.
Указатель RMK сообщает о начале раздела, содержащего информацию, включенную согласно национальному решению, которая не должна распространяться в международном масштабе. После указателя RMK может быть включена любая другая дополнительная информация для внутреннего (внутри страны) пользования. Открытым текстом с принятыми сокращениями.
Мы свяжемся с Вами в течении 20 минут и ответим на все интересующие Вас вопросы
Международные авиационные метеорологические коды METAR и SPECI.
METAR CCCC YGGggZ dddffGfmfm КМH
VVVVDr RDrDr / VrVrVrVri
VVVVDv RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri
WW NsNsNshshshs (M)TT/(М) TdTd QPhPhPhPh
WS TKOF (LDG)RWYDrDr REWW TTTTT TTGGgg
Содержание отдельных групп кода;
1— указатель информации:
В бюллетене, содержащем одну или более одной сводки METAR, группа GGggZ должна
включаться в каждую отдельную сводку, если фактический срок наблюдения отличается
более чем на 10 минут от стандартного срока, указанного в первой строке текста
бюллетеня.
— при большей скорости, когда невозможно определить среднее направление ветра например, во время прохождения грозы над аэродромом.
Группа dndndnVdxdxdx дополнительно включается в сводку, если в течение 10-минутного периода общее изменение в направлении ветра составило 60° и более при средней скорости более 2 м/с (3 узла, 6 км/ч).
— горизонтальная видимость 10 км и более
Примечание: предел минимальной высоты в секторе это наименьшая высота, когда обеспечивается минимальное расстояние в 300м (1000 футов) над всеми объектами, расположенными на площади, входящей в сектор круга в 46 км (25 морских миль), с центром в месте расположения радионавигационного средства.
— нет осадков, грозы, тумана, пыльной или песчаной бури, пыльного, песчаного или
снежного поземка.
Если действительные величины RVR выходят за пределы диапазона измерений используемой наблюдательной системы, используются следующие буквенные указатели:
1) интенсивность или близость явления:
3) Осадки, явления поводы или их сочетания:
Буквенное сокращение GR используется для сообщения града только тогда, когда диаметр самых крупных образований составляет 5 мм и более.
На горных аэродромах, если основание облачного слоя находится ниже уровня аэродрома, hshshs кодируется ///.
Форма облаков указывается только для:
Если в соответствии с национальным решением и производственной необходимостью в качестве единиц измерения используются дюймы ртутного столба, то перед группой давления вместо буквы Q должна стоять буква А, за которой без интервала передается значение QNH сточностью до сотых долей дюйма (1 дюйм = 25,4 мм рт.ст.). Например: А2991 или А3027
В качестве исходного уровня расчета QFE следует принимать превышение аэродрома. На ВПП, оборудованных для неточного захода на посадку, пороги которых расположены на 2 м (7 футов) или более ниже превышения аэродрома, а также на ВПП, оборудованных для точного захода на посадку, величины QFE, при необходимости, следует вычислять относительно соответствующего превышения порога.
В сводки, распространяемые на аэродроме, дополнительная информация включается обо всех особых метеоусловиях открытым текстом с сокращениями.
Например: «SURFACE WIND 320/10KT WIND AT 60 м 360/25кт IN APCH»
В прогноз «тренд»а включаются только те метеоэлементы, которые будут изменяться и окажут влияние на условия взлета, посадки.
Группа состояния ВПП.
В осенне-зимний и весенний периоды, в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением, информация о состоянии ВПП включается в регулярную сводку. Как правило, это восьмизначная цифровая группа, которая передается после прогноза для посадки (группы trend).
Цифра 91 не используется, а цифрами 92-98 указываются сантиметры